Все мы уже неоднократно слышали, как после очередного провала асфальта, в который кто-то попал на своей машине, собственник обещают обратиться в суд. Но чем такие иски заканчиваются? И в какую сумму обходится бездействие городских властей?

Для того, чтобы понять масштаб проблемы, я вместе с помощниками проанализировал решения судов во всех районах города, а также базу данных Арбитражного суда края. Чтобы цифра была показательной, анализировали период с 1 сентября 2016 по 1 сентября 2017 года. И только те решения районных судов, которые вступили в законную силу. К сожалению, в некоторых случаях в решениях, опубликованных на сайте, конкретные суммы убираются. Такие мы тоже не учитывали.

Всего за период с сентября 2016 по сентябрь 2017-го мы насчитали 25 решений районных судов и четыре решения в Арбитражном суде края. Общая сумма, которую должно заплатить управление дорог, инфраструктуры и благоустройства по этим решениям — 4 миллиона 178 тысяч 71 рубль и 42 копейки. Так как уставом МКУ «УДИБ» (подразделения департамента городского хозяйства) не предусмотрена деятельность, приносящая доход, всю эту сумму заплатили из городского бюджета. То есть за счет нас с вами — налогоплательщиков.

Решения судов очень похожи друг на друга. «Неожиданно на проезжей части он увидел препятствие в виде огромной ямы. Он попытался ее объехать, но автомобиль, двигавшийся по левой стороне, не дал ему этого сделать. Вследствие чего автомобиль попал в яму и получил значительные повреждения. Яма знаком обозначена не была» или «управляя принадлежащим ему на праве собственности автомобилем на скорости 35 км/ч, попал правым передним и правым задним колесом в яму, находящуюся на правой стороне проезжей части и скрытую водой, в результате чего автомобиль получил повреждения. Однако дефект дорожного покрытия на данном участке дороги превышает допустимые размеры (ширина 0,30м, длина 1,10м, глубина 0,14м), что подтверждается схемой дорожно-транспортного происшествия«, «в результате наезда на открытый люк колодца, после чего произошел наезд на ограждение с последующим столкновением с автомобилей Киа«. Напомню, что в соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см.

Суды каждый раз подчеркивают, что городские власти не обеспечили надлежащего качества обслуживания дороги, в результате чего произошло ДТП. Причем каждый раз жители города обращаются в суд с иском к департаменту городского хозяйства, но, выражаясь юридическим языком, надлежащим ответчиком является МКУ «УДИБ». Потому что с 01 января 2014 года ответственным за обеспечение ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения г. Красноярска определено именно это муниципальное учреждение. Управление дорог с исковыми требованиями всегда не согласно. Причин несколько: «УДИБ» пытается переложить ответственность на подрядчика, который дорогу обслуживает; о яме в МКУ «УДИБ» не знали, а значит отремонтировать не могли или еще одна причина — «осуществить работу по устранению недостатков улично-дорожной сети не представлялось возможным, в связи с ограничением выделяемых денежных средств на ремонт дорожного полотна«.

Но суды с этими доводами не соглашаются. Во-первых, обязанность МКУ «УДИБ» следить за состоянием дорог в городе. И то, что о каких-то ямах они не знали, от ответственности не освобождает. Во-вторых, отсутствие средств тоже не является аргументом. И здесь суды каждый раз подчеркивают — в первую очередь необходимо ремонтировать те участки дорог города, которые не соответствуют ГОСТам. Более того, даже если средств не хватает , обязанность учреждения установить знак, который бы предупреждал водителей о повреждении дороги. Это не требует существенных расходов, но и этого не делается.

По одному из решений Арбитражного суда сумма составила почти 1 миллион рублей. Автомобиль Mercedes-Benz GL 350 Bluetec 4 Matic проехал по луже на улице 78 Добровольческой бригады. Вот небольшая цитата из решения: «по мере снижения скорости при пересечении опасного участка грузовиком либо автобусом, данный объем воды с большей скоростью в виде набегающей волны скатился в низину, в лужу — тем самым захлестнул фронтальную часть кузова автомобиля Mercedes-Benz GL 350 Bluetec 4 Matic волной не менее метра, вследствие чего данный объем воды через систему воздухозабора попал через сетки в правый и левый патрубок корпуса воздушного фильтра, и далее в цилиндры правой и левой групп поршневой ДВС«. Сумма ущерба составила более 3 миллионов рублей. Но суд учел, что водитель нарушил правила дорожного движения, заехав в глубокую лужу. Именно поэтому половину ущерба взял на себя собственник автомобиля. Вина же «УДИБ» заключалась в том, что учреждение не выдало задание на откачку этой лужи. Хотя этот участок входит в перечень тех самых проблемных мест, которые топит каждый год и каждый год городские власти проблему не решают.

В итоге мы с вами из-за некачественной работы управления дорог только за один год заплатили более 4 миллионов рублей наших с вами налогов на оплату ремонта машин. Для понимания, этих средств, например, хватило бы на покупку трех небольших квартир для переселения из аварийного жилья или обновление мебели в нескольких десятках классов в школах города. Но вместо этого деньги налогоплательщиков идут на возмещение ущерба из-за плохой работы городских служб. При этом управление дорог и благоустройства настойчиво не соглашается с тем, что работает плохо. Что, например, ремонт Коммунального моста проходит с нарушениями, что платить деньги за летнюю уборку в декабре и мойку несуществующих ограждений незаконно и многое другое. Именно поэтому сейчас МКУ «УДИБ» обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным один из пунктов заключения Контрольно-счетной палаты города Красноярска.