Учитывая ситуацию с процедурой выбора Проректора по экономическому образованию — Директора Института экономики и управления Сибирского федерального университета, подготовлен проект текста обращения к руководству Попечительского Совета Университета, Министру образования и науки России и членам Наблюдательного Совета СФУ. Текст опубликован ниже и подготовлен выпускниками экономического факультета КГУ (ныне СФУ). По задумке руководства вуза, нового директора института экономики и управления выберут уже 15 августа. 10 августа обращение было направлено адресатам. 


Председателю Попечительского Совета
Сибирского федерального университета,
Председателю Правительства России
Д.А. Медведеву

Министру образования и науки
Российской Федерации
О.Ю. Васильевой

Председателю Наблюдательного Совета
Сибирского федерального университета,
Руководителю Федерального агентства
научных организаций
М.М. Котюкову

Студенты, выпускники и сотрудники Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета и экономического факультета Красноярского государственного университета настоящим выражают свою озабоченность процессами, которые в настоящий момент происходят в сфере экономического образования Сибирского Федерального Университета.

Так 7 июня 2017 года на официальном сайте СФУ была опубликована вакансия Проректора по экономическому образованию – директора Института экономики и управления Сибирского федерального университета. В первоначальной версии требований к кандидатам, в частности, был указан возрастной ценз в 55 лет, что не соответствует нормам действующего законодательства. Сроки приема документов определены до 31 июля 2017 года.

Однако квалификационные требования к должности проректора по экономическому образованию – директора института экономики и управления были утверждены Приказом Ректора Университета №1165 от 31 июля 2017 года, то есть фактически в последний день приема документов. Таким образом, основания для предъявления требований на официальном сайте вуза в момент публикации фактически отсутствовали.

Более того, вызывают вопросы и иные требования, предъявляемые к кандидатам. В частности, научная степень доктора наук и индекс Хирша не менее 8. Причины определения индекса в «8» организаторами конкурса не объясняются. Непонятно, например, почему этот показатель не составляет «5» или «10», на основании чего был выведен необходимый показатель «8»? В новейшей истории образования Российской Федерации предъявление таких требований к административно-управленческой позиции вуза является беспрецедентным. Данное требование вызывает еще больше вопросов, если проанализировать  индекс Хирша и наличие ученой степени «доктор наук» у других проректоров и директоров институтов Университета.

Также необходимо отметить, что Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2011 N 20237) определен закрытый перечень требований, предъявляемых к должности проректора Университета: «Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению  профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения, не менее 5 лет, при наличии ученой степени стаж работы не менее 3 лет». Таким образом, федеральными нормативными актами предъявление требований к индексу Хирша и степени «доктора наук» не предусмотрено.

Считаем, что требования, указанные при организации конкурса, могут способствовать победе конкретного кандидата, что дискредитирует идею конкурсного отбора и свидетельствует о низкой культуре управления вузом.  Более того, есть серьезные основания полагать, что показатель индекса Хирша и обязательное наличие у кандидата ученой степени «доктора наук» были определены директором-организатором Института экономики и управления Сибирского федерального университета в своих интересах. Так, на основании Приказа №678 от 30 мая 2017 года исполнение обязанностей директора-организатора Института экономики и управления были возложены на заместителя директора Торгово-экономического института Ю.Ю.Суслову, ей же было поручено подготовить критерии и квалификационные требования к должности проректора по экономическому образованию. По данным из открытых источников, Ю.Ю.Суслова имеет индекс Хирша «8» и научную степень «доктор наук».

Таким образом, в случае участия в названном конкурсе директора-организатора Института экономики и управления, результаты данного конкурса могут вызвать правовые и этические вопросы, поскольку руководством Университета не была введена норма, не допускающая конфликта интересов и запрещающая участие в процедуре автора квалификационных требований к кандидату на должность.

Вызывает вопросы и официальная позиция руководства Сибирского федерального университета. 8 августа 2017 года на сайте вуза было опубликовано сообщение (http://structure.sfu-kras.ru/node/293/19139), в котором, в частности, было указано, что «данный конкурс не является конкурсом «на замещение вакантной должности». Должность проректора по экономическому образованию (как и директора института) является назначаемой ректором, а не выборной… Важно отметить также, что победа в конкурсе не означает автоматического назначения; должность проректора может занять человек и вовсе не участвующий в конкурсе». Данная позиция вуза не соответствует ни внутренним документам вуза, ни содержанию самой процедуры. Так приказом ректора №678 от 30.05.2017 г. было решено объявить открытый конкурс на должность проректора по экономическому образованию. Приказом ректора №1165 от 31.07.2017 была сформирована конкурсная комиссия для организации и проведения конкурса на замещение вакантной должности проректора по экономическому образованию, был также утвержден регламент организации и проведения конкурса на замещение должности проректора, которым определен порядок и условия проведения конкурса на замещение названной должности. 

Более того, исходя из обязанностей, определенных условиями конкурса, для будущего руководителя института экономики и управления важными являются управленческие компетенции, а не индекс Хирша или наличие научной степени «доктор наук».

Необходимо отметить, что конкурс проводится в условиях, когда до настоящего времени не определена концепция развития экономического образования в Сибирском федеральном университете, отсутствует действующее Положение об Институте экономики и управления, а также программа его развития. Считаем, что поиск кандидата на такой ответственный пост возможен только тогда, когда в том числе Наблюдательным советом Сибирского федерального университета будет согласована программа развития.

Отмечаем также, что настоящий конкурс проводится в ситуации отсутствия утвержденного Ректора Сибирского федерального университета, от позиции которого в том числе зависит стратегия развития Университета.

На основании вышеизложенного, учитывая процедурные и содержательные нарушения в ходе подготовки и проведения конкурса на должность проректора по экономическому образованию – директора вновь созданного института экономики и управления, мы, нижеподписавшиеся, просим Вас реорганизацию экономического образования Сибирского федерального университета приостановить, названный в обращении конкурс и заседание комиссии по выбору победителя конкурса, назначенное на 15 августа 2017 года, отменить, дождаться назначения Министром образования Российской Федерации ректора Сибирского федерального университета, который определит первоочередные шаги в развитии Университета, а затем объявить и провести международный конкурс на должность проректора по экономическому образованию Сибирского федерального университета с приглашением к участию представителей мировых высших учебных заведений.